Балтийский завод – от первой боевой подводной лодки до ледокола "Лидер"

20 апреля 2016
Портал "Корабел.Ру"

О том, как сегодня живет предприятие, какие ставит цели, какие есть проблемы, мы поговорили с генеральным директором ООО "Балтийский завод – Судостроение" Алексеем Кадиловым.

Кадилов

– Свой жизненный путь в судостроении вы начинали на Балтийском заводе в 1976 году, где отработали 18 лет, прошли путь от помощника строителя судов до директора по производству. И в 2013 году снова вернулись на предприятие только в качестве генерального директора. Вы можете сравнить эти два Балтийских завода: образца середины 70-х годов и образца 2016 года?

– Сравнить эти два завода невозможно. Например, потому что когда я пришел на Балтийский завод, на нем работало 10800 человек, а в 2012 году — только 1800.
К сожалению, перестройка и последующие всем известные события, если сказать "прокатились по заводу паровым катком" – это ничего не сказать.

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

После приватизации в 1992 году предприятие три раза меняло собственников. В итоге в 2000 году завод перешел в руки бизнесмена Сергея Пугачева, который хотел объединить Балтийский завод со вторым своим активом — Северной верфью. Были планы на месте Балтийского завода построить элитное жилье, а производство перенести на Северную верфь. Говоря простым языком его интересовали только деньги. Затем у Пугачева начались финансовые проблемы, и он вывел со счетов предприятия все деньги, чем поставил Балтзавод на грани банкротства.

Только благодаря тому, что в дело вмешалось правительство России, уникальное производство удалось сохранить. Тогда акции Балтийского завода, которые были в залоге у Центробанка, выкупила государственная Объединенная судостроительная корпорация. Была создана новая структура ООО "Балтийский завод – Судостроение", которому передали все заказы, включая недостроенные – ПЭБ "Академик Ломоносов" и дизель-электрический ледокол проекта 22600 "Виктор Черномырдин". Заново получали лицензии и сертификаты на работы с ядерным топливом.
И все эти 20-летние перипетии сказались не только на численности персонала: серьезно снизилась квалификация рабочих, ИТР, мастеров. Прервалась школа конструкторов и технологов, нет той советской цепочки, которую проходили все директора от мастера до начальника цеха и руководителя предприятия. И это касается не только Балтийского завода, это общая беда отрасли в целом.

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

Конечно, постепенно компетенции восстанавливаются, но нам с нашей специализацией на технически сложных кораблях, это делать сложнее.

Например, не так давно мы вспоминали, когда же последний раз выполняли расточку кормы на судне, и выяснили, что подобные работы проводились 20 лет назад на атомном ледоколе "50 лет Победы". О какой преемственности поколений и передаче опыта может идти речь? И, как следствие, какое развитие технологий может быть, если мы теряем даже базовые навыки?
Нам немного повезло, на заводе еще работают квалифицированные и опытные рабочие, которые могут этот опыт передать.

Балтийский завод - Судостроение / Корабел.ру

– Двигаетесь в сторону объединения ООО "Балтийский завод – Судостроение" и ОАО "Балтийский завод"?
 
– Объединяться планируем. В настоящее время Объединенная судостроительная корпорация рассматривает дорожную карту этого объединения. Вместе с тем, такому решению об объединении двух предприятий предшествовала серьезная работа по финансовому оздоровлению ОАО "Балтийский завод", начиная с 2012 года.
Напомню, в начале 2012 года  совокупная долговая нагрузка Балтийского завода по подтвержденным и спорным требованиям  составляла около 15 млрд рублей. После проведения выездного совещания Председателя Правительства РФ (В.В. Путина) на территории завода было принято решение о принятии безотлагательных мер по финансовому оздоровлению предприятия.

Так, весь персонал ОАО "Балтийский завод" (2 тыс. чел.) для сохранения производственных компетенций был переведен во вновь созданное предприятие ООО "Балтийский завод – Судостроение". За это время коллектив увеличился до 4,3 тыс. человек, а средняя заработная плата основных производственных рабочих увеличена в два раза - до 56 тыс. рублей.

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

Кроме того, посредством судебного разбирательства возвращен имущественный комплекс винтообрабатывающего производства, отчужденный бывшим собственником завода С. В. Пугачевым. Размер требований кредиторов к заводу сокращен до 7 700 млн руб.

За счет средств Балтийского завода-Судостроение и ОСК-  полностью погашена задолженность  по налогам и сборам в размере 1, 9 млрд. руб. В результате, 18 января 2016 года Арбитражным судом прекращена процедура банкротства завода путем утверждения мирового соглашения между предприятием и кредиторами, в соответствии с которым основная задолженность завода дисконтирована на 50% до уровня 3 300 млрд рублей  с рассрочкой по оплате до января 2018 года.

До третьего квартала 2017 года планируется объединение ОАО "Балтийский завод" и ООО "Балтийский завод – Судостроение".

– Какие заказы сейчас выполняет предприятие?

– Сейчас на Балтийском заводе строятся три атомных ледокола проекта 22220 головной "Арктика, первый серийный "Урал" и второй серийный "Сибирь", универсальный дизель-электрический ледокол пр. 22600 "Виктор Черномырдин", продолжается достройка плавучего энергоблока "Академик Ломоносов".

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

В конце прошлого года мы откорректировали график строительства ПАТЭС, планируем подготовить блок к транспортировке к месту работы в порт Певек на Чукотке к ноябрю 2017 года. Сейчас на ПЭБ проводятся пусконаладочные работы основного оборудования, параллельно в Певеке возводится необходимая инфраструктура для приема блока. Ввод в эксплуатацию всей АЭС запланирован на 2019 год.

Дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт в этом году планируем спустить на воду.
Общая сумма выполняемых заказов составляет 150 млрд руб., из которых около 15 млрд – это специальное машиностроение и военно-техническое сотрудничество: производство валовых линий, винтов, пусковых установок и т.д.

Механический цех Балтийского завода / Корабел.ру

– А котельное производство на Балтийском заводе осталось?

– К большому сожалению, котельное производство на Балтийском заводе утеряно, равно как и изготовление специальной паровой арматуры. Проектированием и производством котлов сейчас занимается Специальное конструкторское бюро котлостроения (СКБК).

Балтийский завод начинался с производства котлов, а затем парогенераторов, систем безопасности, испытательных стендов для них. Ведь все подводные лодки третьего поколения ходят на парогенераторах производства Балтийского завода.

– А есть ли заказы у предприятия на перспективу?

Сейчас наши основные задачи – это сдать три ледокола проекта 22220 и дизель-электрический ледокол проекта 22600. По первоначальным планам Атомфлота, в серии ЛК-60 должно быть всего пять судов, то есть к трем строящимся планируется еще два судна.

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

Кроме того, 15 апреля стартует конкурс на проектирование ледокола "Лидер" (ЛК-120).
Думаю, что к нам вернется и военное судостроение. Сейчас много говорят и пишут в СМИ о необходимости строительстве эсминца с ЯЭУ водоизмещением около 16 тысяч тонн для Тихоокеанского флота. В советское время мы построили четыре крейсера такого класса проекта 1144 "Орлан": "Петр Великий", "Адмирал Нихимов", "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев".

Плюс флоту нужны большие десантные корабли типа ДВКД "Мистраль", как показала та же военная операция в Сирии. Мы готовы их строить, имеем соответствующий опыт в работы в том числе с французским DCNS.
Ну и, конечно, существует отдельное экспортное направление, в частности, Балтийский завод-Судостроение участвовал в строительствае кораблей для ВМС Индии. На последней выставке вооружения DEFEXPO-2016 мы проводили соответствующие переговоры с индийской стороной. Так что и на перспективу загрузка у завода есть.

– У предприятия довольно солидный портфель заказов с загрузкой до 2020 года и на перспективу до 2025-го. Проводите ли обновление основных производственных мощностей?

– Мы с Адмиралтейскими верфями чуть ли не единственные судостроительные предприятия Северо-Запада, которые используют наклонные открытые стапеля. Но у "Адмирала" основное производство лодочное в эллинге, наклонный стапель у них вспомогательный.

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

А у нас наклонный стапель длиной 350 метров постройки 1940 года основной. Возводили его под строительство линкоров серии "Советский Союз". Но единственный заложенный тогда линкор в итоге разобрали, а стапель остался. На нем сейчас мы строим два атомных ледокола проекта 22220.
Кроме того, максимальный вес секций, которыми мы оперируем, – 75 тонн. Сравните с той же Arctech Helsinki Shipyard c их 500 тоннами.

Вы представьте, мы на открытом стапеле варим днищевую секцию на ЛК-60 из четырех частей, а это специальная сталь, сварка с подогревом, тщательная защита от попадания влаги и т.д. Все это в совокупности дает огромные трудоемкости и, как следствие, низкую конкурентоспособность.

ПАТЭС "Академик Ломоносов" / Корабел.ру

И выхода есть два: либо действительно сравнять все с землей и построить жилые кварталы, либо проводить модернизацию, без которой будет невозможно претендовать на строительство нового ледокола "Лидер".
В 2014 году мы совместно с ЦТСС и ОСК разработали аванпроект реконструкции завода. Сумма, необходимая на реконструкцию, оценивается в около 18-20 млрд рублей, в зависимости от тех задач, которые нам удастся обосновать. Сейчас проект реконструкции находится на стадии обсуждения в самой ОСК.

Но помимо "пожелалок" мы тоже кое-что проводим. Так, за последние три года мы восстановили стапели, купили новый 100-тонный кран, приобрели семь новых станков и сейчас в закупке еще три: большой горизонтально-фрезерный станок, трубогибчный и труборезный станки ЧПУ – специально для обработки толстостенных труб.
С 2012 года увеличилась и численность персонала с 1800 человек до 4,4 тысяч. Планируем в ближайшие несколько лет набрать еще две тысячи человек.

Строительство ледокола ЛК-60 / Корабел.ру

В следующем году хотим воссоздать, и это уже заложено в бюджете, старинное здание, где в свое время работали Алексей Крылов, Иван Бубнов. Планируем сделать там инженерный центр.

Но если говорить откровенно, все это мелочи, потому как вписывать новое оборудование в цеха постройки начала XX века с соответствующими проемами, проходами очень накладно. Дешевле провести полную модернизацию.
И примеры масштабных модернизаций даже в Санкт-Петербурге есть. Возьмите те работы, которые провел ВКО "Алмаз-Антей" на Обуховском заводе. В итоге, совершенно "убитое" предприятие превратили в современный производственный комплекс мирового уровня. Или другой пример уже из "Росатома". ОКБМ им. И.И. Африкантова перетянул на себя производство парогенераторов, а ведь лет пять назад это было обычное КБ с небольшим опытным производством.

Механический цех Балтийского завода / Корабел.ру

И совершенно противоположная ситуация с Пролетарским заводом и ЦКБСМ. Они все в том же печальном состоянии, как и были 25 лет назад. Причем, все судостроители прекрасно понимают, что без КБСМ и Пролетарского завода военное кораблестроение невозможно.

– А что с заготовительным участком? У вас там оборудование достаточно новое?

– Прежний директор Балтийского завода Олег Шуляковский построил новый заготовительный цех, рассчитанный на обработку 30 тыс. тонн металла в год с перспективой до 60 тыс. тонн.

В 2013 году нам по ФЦП досталась автоматизированная линия сварки плоских секций производства ЦТСС. Монтаж ее в первом пролете цеха №12 – это была филигранная операция. Кстати, в монтаже и настройке этой линии принимали участие специалисты Невского ССЗ, у которых подобное оборудование появилось раньше. Плюс в свое время Северная верфь отказалась от линии сборки микропанелей, мы ее забрали и сейчас осваиваем.
Но все равно здесь тоже работы по модернизации достаточно. В июне должна прийти новая машина плазменной резки, а в апреле - гидроабразивной резки; обновили сварочное оборудование.

Памятная табличка. Балтийский завод / Корабел.ру

– Балтийский завод всегда славился тем, что на предприятии было много производственных династий. Как и на Канонерском судоремонтном заводе, островная изолированность играла свою роль. Как сейчас обстоят дела с кадрами на предприятии?

– Когда я пришел сюда в ноябре 2013 года, то из 1800 человек, которые работали здесь, около 45% были жителями Васильевского острова. Сейчас этот процент снизился до 38%, но и штат уже 4300 человек.
И вы правы, тут ситуация в нашу пользу: мостов мало, все очень локализовано. Но и мы тоже занимаем активную позицию, взаимодействуем со всеми учебными заведениями, у нас созданы молодежные бригады, молодежные КБ. Ребята с 2-3 курса проходят на предприятии стажировку и, как правило, после окончания вуза приходят к нам на работу.

Механический цех Балтийского завода / Корабел.ру

Но все равно той действительно верной школы, которая была в советское время, нет. Для того, чтобы она была, нужна стабильность с загрузкой. Мы только-только к ней подходим.






За 160 лет на Балтийском заводе построено более 550 судов и кораблей.
Сейчас предприятие располагает двумя стапелями и эллингом. Стапель "А" Балтийского завода длиной 350 метров – самый большой в России – позволяет строить и спускать на воду суда дедвейтом до 100000 т.

Предыдущие публикации

21 марта Объединённая судостроительная корпорация отметила юбилей: указ президента об образовании этой интегрированной структуры был подписан в 2007 году, то есть 10 лет назад. За это время ОСК добилась ощутимых успехов, доказав, что решение президента было правильным. Для дальнейшего успешного развития, считает президент ОСК Алексей Рахманов, нужно добиваться качества и применять современные производственные и управленческие технологии.

24 марта 2017

В конце 2016 года Амурский судостроительный завод объявил о начале реализации плана финансового оздоровления. EastRussia поинтересовалось у гендиректора завода Владимира Кулакова подробностями плана, состоянием работ по текущим заказам и перспективами новых. В конце прошлого года стало известно о докапитализации завода ОСК – как одной из составляющих плана финансового оздоровления завода.

24 марта 2017

22 марта 2017