Коллективная система управления знаниями и инновациями

3 августа 2017
Научно-технический журнал "Интеллект & Технологии" № 2 (17) 2017

Атом согреет Арктику

– Алексей Львович, на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» Вы рассказали о нескольких проектах, которые в настоящее время завершает Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Первый из них – плавучие атомные электростанции. По Вашему собственному утверждению, они станут революцией в обеспечении энергоресурсами любых инфраструктурных проектов, а также проектов по добыче полезных ископаемых на Арктическом маршруте.

Пожалуйста, расскажите подробнее о плавучих АЭС: что они собой представляют, кем проектировались и где строятся? Какими будут их экипажи? А главное, когда первая из них отправится в Арктику, чтобы «подключить» инфраструктуру ледяной пустыни к теплу и свету?

– Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) на основе плавучих атомных энергоблоков – это энергетический комплекс, состоящий из собственно плавучего энергетического блока (ПЭБ), а также береговой площадки с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии, и гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПЭБ в акватории.

Основной элемент станции – плавучий энергоблок. ПЭБ – это несамоходное судно, которое строится сейчас на входящем в ОСК Балтийском заводе по проекту ЦКБ «Айсберг» (также предприятие ОСК. – Прим. авт.). Как мы уже сообщали, судно находится на стадии швартовных испытаний со сроком завершения испытательных мероприятий к ноябрю 2017 года. Это мероприятия проверки работоспособности и соответствия проектным характеристикам оборудования и систем плавучего энергоблока.

После завершения швартовных испытаний ПЭБ «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой сейчас в порту города Певек на побережье Восточно-Сибирского моря.

Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 года. В сентябре 2019 года Концерн «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 года – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

По проекту ПАТЭС будет обслуживаться персоналом численностью чуть более 300 человек и снабжать потребителей энергией и теплом в течение 40 лет после начала эксплуатации.

Помня о том, что у нас сейчас Год экологии, хочу подчеркнуть, что после окончания работы ПЭБ утилизируется на специализированном предприятии, и при необходимости площадка эксплуатации восстанавливается до первоначального состояния, что полностью исключает остаточное воздействие на окружающую среду.

– Как на практике будет выглядеть «запитка» от такого уникального источника энергоснабжения? Какие инфраструктурные арктические объекты и проекты станут потребителями электроэнергии плавучей АЭС?

– Для передачи электроэнергии и тепла потребителям на суше будет создана береговая площадка с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии уже в электро- и теплосети населенных пунктов и предприятий. Кроме того, в принципе возможна передача энергии как на традиционные платформы, работающие на арктическом шельфе в море и добывающие углеводороды, так и на подводные добычные комплексы. Один из проектов подобного добычного комплекса сейчас активно прорабатывается в ЦКБ «Айсберг».


В стадии практического применения

– Кстати, на Форуме «Арктика – территория диалога» Вы заинтриговали многих, заявив, что «мы активно движемся в сторону высокотехнологичных решений, которые могут позволить получить хорошие решения для всех компаний, которые разрабатывают природные ресурсы Арктики, а также обеспечить безопасность судоходства через реализацию ряда специальных решений». Не поделитесь, о каких высокотехнологичных и специальных решениях шла речь?

– Прежде всего, хочется сообщить о том, что находится в стадии практического применения. Речь идет об использовании принципиально новых низкотемпературных сталей, спроектированных для работы в условиях Арктики; о готовых технических решениях перевода системы электродвижения с постоянного тока на переменный ток; производстве нового поколения гребных электродвигателей и преобразовательной техники. Наконец, впервые в истории ледоколостроения создана система аварийного хода ледокола при отказе атомного реактора. Все эти и многие другие инновационные решения уже применяются на серии атомоходов проекта 22220.

Кроме того, создается новая двухступенчатая паровая турбина с учетом многолетнего опыта безотказной эксплуатации атомных ледоколов в условиях Арктики. Например, мы совместно с коллегами из ЗАО «Атомэнерго» и АО «ОКБМ Африкантов» работаем в инициативном порядке над проектом плавучего атомного энергетического блока с двумя реакторными установками (РУ) РИТМ-200М. А еще над ПЭБ с одной установкой РИТМ-200М, но с возможностью ее буксировки по Волго-Балтийскому водному пути.

Надо сказать, что новая РУ разработки АО «ОКБМ Африкантов» имеет ряд преимуществ перед той, которая будет применена в ПЭБ «Академик Ломоносов». Например, это увеличенный до 10 лет период между перезарядками активной зоны, увеличенная мощность и ресурс, уменьшенные массогабаритные характеристики. В результате плавучие энергоблоки на базе установок РИТМ-200 будут иметь меньшие (по сравнению с ПЭБ «Академик Ломоносов») размерения, вес и, следовательно, меньшую стоимость. При всем этом великолепии надо иметь в виду важнейший момент: разработка и поставки основного оборудования и материалов могут быть обеспечены отечественными предприятиями. Это крайне важно для развития целого ряда отраслей отечественной промышленности.

Продолжая перечисление перспективных наработок, открою вам еще одну тайну, которая не является военной: уже создана концепция плавучей энергетической платформы для проекта «Арктик СПГ-2».

Такой транспортабельный энергетический модуль будет очень полезен для обеспечения электроэнергией потребителей, расположенных на мелководных акваториях (в том числе на шельфе замерзающих морей), а также в труднодоступных районах с береговой линией, которая не приспособлена для строительства береговых и гидротехнических сооружений.

Наконец, небезынтересными являются идеи создания самоходных судов обеспечения электроэнергией с атомной энергетической установкой, а также морских опреснительных комплексов как на базе ПЭБ, так и на базе морских платформ.

– Научно-исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852 «Белгород», которую сейчас создают на «Севмаше» на базе недостроенного ударного ракетоносца 949А проекта типа «Антей», попадает в разряд перспективных высокотехнологичных проектов? Прогнозируется, что «Белгород» станет не только самой большой в мире, но и уникальной субмариной отечественного ВМФ. Каким оборудованием предполагается оснастить эту АПЛ? Какие задачи она будет способна выполнять?

– Конкретные характеристики АПЛ «Белгород», как и перечень оборудования, заданы Минобороны России. «Севмаш» имеет все технические возможности по реализации планов заказчика относительно данного корабля.


Наши успехи не всегда публичны

– В Вашу корпорацию входит около 40 предприятий и организаций отрасли – это основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. Очевидно, что вышеназванные «высокотехнологичные» и «специальные» решения – это их рук дело? Как Вы охарактеризуете научно-производственный потенциал Ваших дочерних компаний? Кто из них и какими научными достижениями и технологическими разработками известен?

– В Государственной программе судостроения говорится, что в мировом военном кораблестроении Россия имеет 12% по объемам производства и занимает второе место после США. Это очень высокий показатель. Причем в секторе с высочайшим уровнем научных и технологических разработок. Там, где у государства есть долгосрочные цели и воля, происходит бурное развитие. Как только эта воля распространится на гражданское судостроение и будут столь же четко, как и в военном кораблестроении, сформулированы цели – результат не заставит себя ждать.

Что касается достижений наших отдельных компаний, то, во-первых, их научные и технологические успехи далеко не всегда публичны, а во-вторых, ОСК работает прежде всего как коллективная система управления знаниями и инновациями.

– Что из числа новых разработок ОСК было представлено на VIII Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) в Санкт-Петербурге?

– На выставочных стендах Международного военно-морского салона наши КБ и заводы представили свыше 40 моделей новых кораблей и судов, а также ряд гражданских проектов. Все эти высокотехнологичные и конкурентоспособные образцы спроектированы, строятся или могут быть построены на предприятиях ОСК. Например, помимо уже «узнаваемых» проектов боевых кораблей и морской техники, на стенде ОСК демонстрировались концепт перспективного патрульного корабля ледового класса, автономные необитаемые аппараты, тяжелый атомный крейсер (ТАКР) проекта 11442М, сторожевой корабль проекта 22500.

Кроме того, в рамках салона была продемонстрирована уникальная технология, применимая для судостроения, которую специалисты называют «гетерофазная порошковая лазерная металлургия». Данная технология аддитивного производства является основой происходящей сейчас промышленной революции. Ее смысл заключается в том, что вместо традиционных широко используемых технологий литья и механической обработки изделия изготавливаются путем выращивания из металлического порошка.


«Лидер» обрел эскизный проект

– Какие задачи поставлены перед Объединенной судостроительной корпорацией в плане обновления корабельного состава ВМФ?

– ОСК вносит серьезный вклад в программу перевооружения Военно-Морского Флота. В текущем году ВМФ получит фрегаты, корветы, большой десантный корабль, а также несколько судов вспомогательного флота: судно снабжения, патрульный ледокол и корабль связи.

– В апреле Объединенная двигателестроительная корпорация ввела в эксплуатацию на базе НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) первый в России сборочно-испытательный комплекс газотурбинных двигателей и агрегатов (ГТД и ГТА) для морских программ. На «Сатурне» уже получили технические задания от ОСК? Когда ожидаете поставку первых ГТД для кораблей ВМФ? На какие проекты новостроек пойдут отечественные газотурбинные двигатели?

– Опытные образцы и прототипы установок уже изготовлены. Мы надеемся, что их серийное производство и поставки начнутся с 2018 года. Первыми двигатели производства НПО «Сатурн» получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, суда с динамическим принципом поддержания (воздушная подушка), а к середине 2018 года они пойдут на фрегаты проекта 1135.6. Кстати, специалисты «Сатурна» успешно освоили ремонт двигателей для фрегатов проекта 22350.

– Есть в разработке ОСК проект одного корабля, который еще до закладки головного корпуса, как говорится, уже стал знаменитым – это эскадренный миноносец проекта 23560 «Лидер» с ядерной энергетической установкой. Профессиональный и общественный интерес к нему объясним: в Военно-Морском Флоте корабля с такими уникальными и амбициозными ТТХ еще не было. Да и постоянно меняющийся срок закладки головного эсминца (то в 2018 году, то уже в 2019-м) только подогревает внимание. Пожалуйста, расскажите, что происходит с «Лидером»: в каком состоянии находится проект сейчас и когда корабль уже начнет обретать свое стальное «тело»?

– До начала строительства новейшего эсминца проекта «Лидер» пройдет еще достаточно времени. Недавно Минобороны России приняло один из этапов проектирования перспективного эсминца – эскизный проект. Сроки начала строительства будут определены на этапе технического проектирования корабля. Одно можно сказать точно: верфи ОСК имеют соответствующие технические возможности для строительства кораблей подобного класса.

– В ряде СМИ прошла информация, что головному «Лидеру» будет присвоено имя Евгения Примакова. Насколько это соответствует действительности?

– Как известно, присвоение кораблю наименования является прерогативой Минобороны России.

– Идет ли разработка проекта по строительству российского авианесущего морского комплекса, в какой стадии она находится и когда ожидать первый авианосец? Очевидно, уже возможно говорить о принципиально новых корабельных конструкциях, силовых установках и принципах их работы...

– Вопрос целесообразности создания российского морского авианесущего комплекса находится в компетенции Минобороны и ВМФ. Именно этим ведомствам предстоит определить основные характеристики перспективного авианесущего корабля, выбрать наиболее предпочтительный вариант его авиакрыла, катапульты и главной энергетической установки, после чего конструкторские бюро ОСК приступят к разработке технического проекта корабля. Технически и технологически предприятия ОСК способны создать такой перспективный авианосец.

– На каких отечественных стапелях возможно построить такой комплекс?

– Исходя из назначенного Минобороны России водоизмещения корабля, будет определена судостроительная верфь, на которой будет осуществляться его строительство, а также начаты работы по подготовке производства. Скорее всего, это может быть «Севмашпредприятие».


Добро пожаловать в кооперацию!

– Наука движется вперед, технологии совершенствуются. В этой связи Объединенная судостроительная корпорация – это уже сформировавшийся, полностью самодостаточный или все еще находящийся в развитии научно-производственный организм? И если вдруг какая-то высокотехнологичная компания, не имеющая опыта участия в судостроительных проектах, однако обладающая уникальными компетенциями, которые заинтересуют ОСК, захочет войти в кооперацию с вами, то каковы у нее шансы на партнерство с Вашей корпорацией?

– Мир переменчив. Технологическое развитие ускоряется. В этой связи ОСК принципиально не видит себя полностью самодостаточным научно-производственным механизмом. Это невозможно в принципе. Мы разработали техническую политику корпорации, составной частью которой являются программы управления знаниями и управления инновационным развитием. Готовимся к старту работы через открытый запрос на инновации.

Очень и очень высоки шансы на успешную кооперацию с ОСК у высокотехнологичных компаний, готовых предложить нам решения, соответствующие направлениям инновационного развития судостроения: снижение стоимости жизненного цикла, топливная эффективность, увеличение удельного дедвейта, безопасность судовождения, экологическая безопасность.

Предыдущие публикации

Военно-морской флаг России сегодня поднят на новом корабле во Владивостоке. Корвет под названием «Совершенный» успешно выдержал все испытания и передан Тихоокеанскому флоту. В его состав крупный надводный корабль вводится впервые за почти три десятка лет. Его называют невидимым стражником, он предназначен для морского боя с надводными судами и субмаринами, а также в качестве поддержки морского десанта. Значение этого события для моряков тихоокеанцев - просто огромное, если иметь в виду, что «Совершенный» - первый за последние 27 лет большой надводный корабль, введенный в состав Тихоокеанского флота. Строился корвет на верфи в Комсомольске-на-Амуре с применением самых передовых технологий. Во время этой работы был зарегистрирован 21 патент. Недавно «Совершенный» успешно прошел заводские и государственные испытания. Все системы отработали успешно.

20 июля 2017

Корвет "Совершенный" вошел в состав Тихоокеанского флота. На церемонии поднятия флага во Владивостоке присутствовали представители командования флота, Амурского судостроительного завода, администрации края и ветераны ВМФ. После подписания акта и поднятия флага корабль зачислили в состав ВМФ России. Все системы и вооружение корабля успешно прошли проверку.

20 июля 2017

Новейший корвет "Совершенный" вошёл в состав Тихоокеанского флота. Ритуал подъема военно-морского флага прошел во Владивостоке. Перед этим корабль успешно завершил все заводские и государственные испытания. Его задача - вести борьбу против надводных кораблей и подлодок противника.

20 июля 2017