"Лидер", "Прибой" и морской "Панцирь": чем запомнился военно-морской салон

1 июля 2017
ТАСС

Аналогами выставки за рубежом являются Euronaval во Франции и IMDEX Asia в Сингапуре. Военно-морской салон проходит раз в два года с 2003 года на территории выставочного комплекса "Ленэкспо", у причалов Морского вокзала и на прилегающей акватории. Всего были представлены 21 корабль, катер и судно из состава Военно-морского флота и пограничной службы ФСБ. Кроме того, на Ржевском полигоне Минобороны РФ для официальных иностранных делегаций и журналистов прошла демонстрация морских артиллерийских систем и образцов стрелкового оружия

Что показали

Крупнейший российский стенд на салоне у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): 43 модели кораблей, судов и другой морской техники. В частности, показан атомный подводный крейсер "Борей", подлодка проекта 636 с комплексом Club-S, неатомная субмарина проекта 677Э "Амур-1650" с воздухонезависимой энергетической установкой, патрульный корабль ледового класса проекта 23550, экспортный вариант многоцелевого фрегата проекта 22356 и другие корабли.

 Спуск на воду корвета "Гремящий"

Во время проведения МВМС-2017 на "Северной верфи" был спущен на воду новый корвет проекта 20385, оснащенный "Калибрами".
Этот корабль серьезно отличается от первой небольшой серии корветов 20380 и 20385. Он оснащен новейшим комплексом вооружения. Пришлось в процессе строительства этого корабля заниматься импортозамещением.

Серия корветов 20385 будет состоять из четырех кораблей, а дальше перейдут на строительство нового корвета 20386.
"Гремящий" – первый корвет проекта 20385, созданный после модернизации базового проекта корветов 20380. Они предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. Проектом предусмотрен ангар для вертолета Ка-27.

Военно-морской экспорт

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству отмечает увеличение числа заявок на военно-морскую технику российского производства.
По данным "Рособоронэкспорта" (входит в госкорпорацию "Ростех"), наибольший интерес в российских кораблях и вооружении проявляют государства Юго-Восточной Азии – Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка, Филиппины, а также традиционные партнеры: Вьетнам, Индия и Китай.
Кроме того ведутся активные консультации по тематике ВМС со странами Латинской Америки, в том числе Уругваем, Перу и Бразилией. Доля вооружения и техники для военно-морских сил составляет в среднем 12% от общего объема продаж "Рособоронэкспорта".

Наибольший интерес со стороны иностранных заказчиков к корвету проекта 20382 "Тигр", большой дизель-электрической подводной лодке проекта 636, корабельному комплексу ракетного оружия с противокорабельной крылатой ракетой "Яхонт", интегрированным ракетным системам "Калибр-ПЛЭ" (Club-S) и "Калибр-НКЭ" (Club-N).

Оснащение "Мистралей"

На выставке стало известно, что РФ передала Египту предложения по оснащению "Мистралей", в том числе средствами локации, связи и другими корабельными системами и комплексами. По тематике ударных палубных вертолетов Ка-52К Россия стала победителем в объявленном тендере и в настоящий момент продолжаются коммерческие переговоры, сообщили в ФСВТС.

Арктическая тематика

Иностранные делегации, прибывшие на морской салон, проявили особый интерес к проекту ледокола "Лидер" и арктическим технологиям.

Интерес "Варшавянкам"

Помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин сообщил, что Индонезия, Филиппины и Таиланд хотят приобрести у России подводные лодки проекта 636 "Варшавянка". По его словам, "сегодня это самая востребованная лодка, и интерес к ней проявляют практически все наши клиенты. Во Вьетнам мы закончили поставку этих проектов".
Корабли проектов 22160 и 21632

Модульные патрульные корабли проекта 22160 и малые ракетные корабли проекта 21632 "Торнадо" производства Зеленодольского завода вызывают особый интерес у стран АСЕАН. По словам гендиректора предприятия Рената Мистахова, "по ВТС [военно-техническое сотрудничество] мы работаем со многими странами, в основном это страны, входящие в АСЕАН. Проработки идут". В этом году завод сдаст заказчикам семь кораблей.

Фрегаты проекта 11356

Россия и Индия определились с верфями, где будут строиться фрегаты проекта 11356, которые Нью-Дели намерен купить у РФ. Два фрегата будут построены в России на верфи АО "ПСЗ "Янтарь". Следующие два фрегата при российском техническом содействии будут строиться на территории Индии на определенной правительством Индийской Республики верфи "Гоа шипъярд".

В октябре прошлого года Россия и Индия подписали ряд соглашений в военно-технической сфере, в том числе о производстве в интересах ВМС Индии фрегатов проекта 11356. В 2016 году стало известно, что Россия обсуждает с Индией продажу второй тройки фрегатов проекта 11356, предназначавшейся для Черноморского флота. Два из них были заложены на прибалтийском судозаводе "Янтарь" в 2013 году.

О чем стало известно

Патрульные корабли ледового класса
Как заявили в ОСК, перспективный патрульный корабль ледового класса "Иван Папанин" будет обеспечивать национальные интересы России в Арктике и сможет выполнять поисково-спасательные операции.
Он может спокойно осуществлять ледовую проводку различных кораблей, у него есть оружие, которое обеспечит безопасность конвоирования кораблей, радиоэлектронные средства, спасательные средства, а также модульные контейнеры, в которые можно ставить любое оборудование, включая поисково-спасательное. При необходимости на этом корабле может базироваться вертолет

В 2016 году Минобороны РФ заказало у "Адмиралтейских верфей" два патрульных корабля ледового класса проекта 23550. Они должны быть переданы ВМФ до конца 2020 года. Представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля. Они смогут преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Первый корабль этого проекта – "Иван Папанин" – планируют сдать флоту к 2021 году.

 Корвет с 24 "Калибрами"

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разработал концептуальный проект корвета, который получит на вооружение 24 противокорабельных ракетных комплекса "Калибр" вместо 8 у своих предшественников.
Нормальное водоизмещение корвета составит 1980 т, скорость полного хода – 30 узлов, дальность хода – 3500-4000 миль, автономность – 15 суток, экипаж – 90 чел. Корабль будет оснащаться различными типами вертикальных пусковых установок для размещения различного ракетного вооружения, также предусмотрена установка двух четырехтрубных торпедных аппаратов калибра 324 мм, артиллерийской установки калибра 100 мм и двух малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов калибра 30 мм. По требованию заказчика может быть размещен вертолет.

Тральщики "Александрит"

В этом году планируется заложить пятый по счету стеклопластиковый тральщик проекта "Александрит", еще два – в 2018-м.
Сейчас уже заложены три корабля этого проекта, два будут сданы флоту в 2018 году, один – в 2019-м.
Головной корабль серии ("Александр Обухов", спроектирован ЦМКБ "Алмаз") создавался по отдельному контракту, он был сдан флоту в декабре 2016 года. Позже была законтрактована серия еще из шести единиц. Первый серийный (второй по счету) тральщик был заложен в 2015 году, еще два – в этом году.
Корабли серии "Александрит" имеют уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.

Корвет проекта 20386

Второй корвет нового поколения проекта 20386 планируется заложить в Петербурге в 2018 году. Новый проект 20386 сильно отличается от базового проекта 20380, его мореходность и обитаемость значительно улучшены. Корвет может быть оснащен "Калибрами".
Головной корабль серии ("Дерзкий") заложили в конце 2016 года на "Северной верфи". Его передача флоту намечена на 2021 год.
Замглавкома ВМФ Виктор Бурсук сообщал ранее, что Военно-морской флот России планирует получить больше десяти корветов нового проекта 20386.

Аванпроект неатомной подлодки

На салоне стало известно о создании аванпроекта неатомной субмарины пятого поколения разработки ЦКБ "Рубин". Идет согласование задания на разработку технического проекта корабля. Решение о начале его строительства будет приниматься после завершения технического проектирования.
Как сообщил ранее ТАСС генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит, основой для проекта неатомных подлодок пятого поколения станет проект 677 "Лада". Головная подлодка этого семейства "Санкт-Петербург" находится в опытной эксплуатации на Северном флоте, строятся еще две.

Перспективный вертолетоносец "Прибой"

Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев сообщил, что началась работа над проектом перспективного вертолетоносца "Прибой" и уже известны верфи, на которых могут строиться корабли этого типа. Строительство вертолетоносцев "Прибой" заложено в новую государственную программу вооружения на 2018-2025 годы.
На морском салоне Крыловский центр продемонстрировал концептуальный проект универсального десантного корабля (УДК) "Прибой".
Перспективный "Прибой" предназначен для приема, перевозки морем и высадки во взаимодействии с другими силами флота войск и техники на необорудованное побережье в ходе морской десантной операции. Корабль предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой. Экипаж корабля – около 400 чел., он способен перевозить до 900 морпехов, около 50 боевых машин пехоты и до 10 танков.
ВМФ РФ планирует получить два перспективных десантных корабля к 2025 году. Головной из двух УДК будет стоить около 40 млрд рублей, на создание корабля уйдет до 5 лет.

Эсминец "Лидер"

Согласование в Минобороны РФ прошел эскизный проект эсминца нового поколения "Лидер". Сроки начала строительства будут определены на этапе технического проектирования корабля. Эсминец получит ядерную энергоустановку.
Проектирование "Лидера" включено в проект госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы, строительство планируется начать в 2025 году.
Проект эсминца под шифром "Лидер" разрабатывают в Северном проектно-конструкторском бюро в Петербурге. Ранее сообщалось, что водоизмещение будущего корабля может составить от 10 до 15 тысяч тонн.

Перспективный авианосец

Замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что флот собирается построить перспективный авианосец. Проводится проработка различных бюро, чтобы определить облик данного корабля.
Ранее заявляли, что российский флот рассчитывает получить перспективный авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, контракт на строительство авианосца может быть подписан к концу 2025 года.

Крыловский государственный научный центр (занимается исследованиями в области судостроения) на салоне снова представил ранее уже демонстрировавшуюся модель тяжелого авианосца проекта 23000Э "Шторм" водоизмещением до 100 тыс. тонн, способного нести авиагруппу из 80-90 летательных аппаратов.

Неатомные подлодки "Лада"

Военно-морской флот России планирует заказать еще две неатомные подлодки проекта 677 "Лада". Подлодки этого типа станут основой российского неатомного подводного флота.
Субмарины типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Надводное водоизмещение подлодок этого проекта составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"), а скорость подводного хода достигает 21 узла. Субмарины нового поколения отличаются низким уровнем шумности и высокой степенью автоматизации. Основным их вооружением являются крылатые ракеты комплекса "Калибр".
Головная лодка серии "Санкт-Петербург" была заложена в 1997 году и с момента передачи флоту в 2010-м остается в опытной эксплуатации. Ожидается, что она пройдет ремонт и модернизацию. "Кронштадт" и "Великие Луки" заложили соответственно в 2005 и 2006 годах. Их строительство приостанавливалось и возобновилось лишь в 2013 году. Сроки сдачи – 2020 и 2021 год соответственно. Они строятся с учетом всех замечаний, выявленных в ходе эксплуатации головного корабля.

Полный текст обзора доступен по ссылке: "Лидер", "Прибой" и морской "Панцирь": чем запомнился военно-морской салон

Предыдущие публикации

28 июня 2017

В первый день работы мероприятие посетили в основном специалисты. Военно-морской салон — это возможность продемонстрировать всем потенциальным заказчикам новинки отечественного флота. Это и разные корабельные орудия, и системы спасения, да и сами корабли, которые сейчас стоят в гавани, но в ближайшее время на них можно будет подняться.

28 июня 2017

В Санкт-Петербурге стартовал Международный военно-морской салон. В этом году в нем принимают участие свыше 400 компаний. В их числе 49 зарубежных из 29 стран мира. Самый большой стенд, что логично, у Объединенной судостроительной корпорации – крупнейшего российского производителя военно-морской техники. ОСК выставляет 43 макета кораблей, еще 50 уже реальных боевых машин разместил у причалов МВМС-2017.

28 июня 2017